Ставки транспортного налога согласно нормам налогового законодательства устанавливаются, как вы знаете, законами субъектов Российской Федерации и зависят от категории транспортных средств и мощности двигателя. Определение категории в отношении наземных транспортных средств нередко вызывает затруднение у налогоплательщиков, а также вызывает немало споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, которые зачастую приходится решать в судебном порядке.

Надеемся, что предложенная статья поможет налогоплательщикам-организациям, имеющим наземные транспортные средства, правильно определить категорию транспортного средства и исчислить сумму налога, что позволит избежать возможных споров с налоговиками.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен одноименной гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Статьей 361 НК РФ определены как налоговые ставки, так и категории транспортных средств. К наземным транспортным средствам отнесены:

  • автомобили легковые;
  • мотоциклы и мотороллеры;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили;
  • другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • снегоходы, мотосани.

Пунктом 1 Постановления "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", утвержденного Правительством Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938, установлено, что на территории Российской Федерации осуществляется государственная регистрация автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4кВт, а также прицепов к ним, принадлежащих юридическим и физическим лицам. Регистрацию наземных транспортных средств осуществляют:

  • подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России - для автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы Гостехнадзора) - для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов.

При определении категории транспортного средства органом сертификации учитываются технические характеристики и особенности конструкции и используется Классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее - КВТ ЕЭК ООН) и ГОСТ Р 51709-2001, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 1 февраля 2001 г. № 47-ст.

Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств:

  • L2, L3, L4, L5 - механические транспортные средства, имеющие менее 4 колес, рабочий объем двигателей более 50 куб. см и максимальную скорость более 50 км/ч;
  • L7 - механические четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (500 кг - для транспортных средств, предназначенных для перевозки людей);
  • M1 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя);
  • M1C - механические транспортные средства специального назначения, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль-дом);
  • №1 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны;
  • №2 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн;
  • №3 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 тонн;
  • M2 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн;
  • M3 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых более 5 тонн.

В Письме ФНС России от 7 июня 2007 г. № 04-3-04/000649 "О транспортном налоге" обращено внимание на то, что в целях повышения безопасности дорожного движения и принятия единообразия правил дорожного движения 8 ноября 1968 г. в Вене была заключена Конвенция о дорожном движении. Поскольку названная Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения этой Конвенции.

Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств утверждено Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 г. (далее - Положение о ПТС). Согласно п. 28 этого Положения, в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств:

  • A - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
  • B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
  • C - автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
  • D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
  • прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Перевод категорий транспортных средств, указанных в ОТТС, свидетельстве, в категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Учитывая изложенное, а также разъяснения Минтранса России, определение категории транспортных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной КВТ ЕЭК ООН, на что обращено внимание в Письме ФНС России от 7 июня 2007 г. № 04-3-04/000649.

Таким образом, если зарегистрированное транспортное средство сертифицировано по категории M1, то должна применяться соответствующая налоговая ставка, установленная для легковых автомобилей. Если автотранспортное средство сертифицировано по категориям №1, №2, №3, то применяется соответствующая налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей. Если же автотранспортное средство сертифицировано по категории M2 или M3, то применяется налоговая ставка, установленная для автобусов.

А как определить категорию транспортного средства, если, например, в паспорте транспортного средства (далее - ПТС) указана категория B и она не соответствует категории, указанной в Одобрении типа транспортного средства? Ответ на этот вопрос нам удалось найти в Письме Минфина России от 7 февраля 2008 г. № 03-05-04-04/01, где указано, что ПТС - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, подтверждающий в том числе, наличие Одобрения типа транспортного средства, которое непосредственно указывается в ПТС. Следовательно, тип транспортного средства, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Перевод категорий транспортных средств, указываемых в одобрении типа транспортного средства, в категории по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Так, например, к транспортным средствам категории B (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории B не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

В строке 3 "Наименование (тип ТС)" ПТС указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например: "легковой", "автобус", "грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран" и тому подобное.

Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 27066 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и Положением о ПТС в строке 2 "Марка, модель ТС" паспорта транспортного средства указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в ОТТС, свидетельстве либо регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств.

Таким образом, по мнению Минфина, изложенному в Письме от 7 февраля 2008 г. № 03-05-04-04/01, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в ПТС на основании одобрения типа транспортного средства. Если в ПТС вносятся изменения уточняющего характера, то они должны применяться для целей налогообложения с даты государственной регистрации транспортного средства. Если изменения связаны с конструктивными изменениями транспортного средства, изменяющими его технические характеристики, в этом случае изменения применяются с месяца внесения изменений в регистрационные документы.

В ответе на частный запрос налогоплательщика о том, насколько правомерно по микроавтобусу "КИА-Беста", который согласно ПТС относится к категории B и имеет 7 пассажирских мест (не считая места водителя), применять ставку налога, предусмотренную для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, специалисты Минфина России в Письме от 29 марта 2007 г. № 03-05-06-04/17 ответили следующее: если указанный автомобиль согласно ПТС относится к категории B (легковой), то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом, исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства.

Очень много споров возникает по поводу определения такой категории транспортных средств, как "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". Следует отметить, что по поводу применения налоговых ставок в отношении названных транспортных средств возникает немало споров между сотрудниками налоговых органов и налогоплательщиками, поскольку налоговики очень часто относят такие объекты налогообложения к категории "грузовые автомобили", для которых установлены более высокие ставки транспортного налога.

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России 16 января 1995 г. (далее - Правила). Положение о паспорте самоходной машины и других видов техники утверждено Госстандартом России 26 июня 1995 г., Минсельхозпродом России 28 июня 1995 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 796 утверждены Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) (далее - Правила допуска). Под самоходными машинами согласно п. 2 Правил допуска понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

Из п. 4 Правил допуска следует, что самоходные машины подразделяются на следующие категории:

  • категория A - автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее:
  1. I - внедорожные мототранспортные средства;
  2. II - внедорожные автотранспортные средства, разрешенная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8;
  3. III - внедорожные автотранспортные средстве, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории A IV);
  4. IY - внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест;
  • категория B - гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт;
  • категория C - колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт;
  • категория D - колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт;
  • категория E - гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт;
  • категория F - самоходные сельскохозяйственные машины.

Как отмечено в Письме Минфина России от 6 июля 2007 г. № 18-0-09/0204, в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах Гостехнадзора, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, применяется налоговая ставка, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". По транспортным средствам, зарегистрированным в ГИБДД, применяется налоговая ставка, установленная для соответствующей категории автотранспортных средств, согласно регистрационным документам.

Далее в Письме сказано, что для правильного применения ставок налога при определении категории транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД, следует учитывать, что Российская Федерация является договаривающейся стороной Международного соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 г. Согласно классификации транспортных средств, введенной названным Соглашением и используемой в Российской Федерации при сертификации транспортных средств, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к грузовым автомобилям, из чего следует, что по отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности их двигателя.

В Письме Минфина России от 7 февраля 2008 г. № 03-05-04-04/01 указано, что Государственная автомобильная инспекция МВД России не осуществляет государственную регистрацию транспортных средств, относящихся к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". В этой связи в Письме обращено внимание на то, что Президиум ВАС РФ в мотивировочной части Постановления от 18 сентября 2007 г. № 5336/07 также указал на то, что если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является другим самоходным транспортным средством, поименованным в п. 1 ст. 361 НК РФ.

Такая позиция подтверждается и арбитражной практикой. В качестве примера приведем Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 сентября 2009 г. по делу № А29-133/2009. Налоговый орган, проводя проверку налогоплательщика, произвел доначисление суммы транспортного налога в отношении транспортных средств, отнесенных налогоплательщиком к категории "другие самоходные транспортные средства", в то время как спорные транспортные средства, по мнению налоговиков, следует относить к категории грузовых автомобилей.

Суд установил, что налогоплательщик при исчислении транспортного налога применил ставку, установленную для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил, в размере, установленном региональным законодательством. Между тем, данные транспортные средства, а именно автомобильный кран КС-3574 и автокран КС-45717-1 зарегистрированы в органах ГИБДД. Согласно ПТС, указанные транспортные средства относятся к категории C, то есть являются грузовыми автомобилями.

При таких обстоятельствах суды сделали вывод о том, что при исчислении транспортного налога в отношении спорных транспортных средств должна применяться ставка, установленная для грузовых автомобилей, в связи с чем признали обоснованным доначисление налогоплательщику транспортного налога.

Аналогичное решение было принято судом того же округа в Постановлении от 27 апреля 2009 г. по делу № А82-14114/2008-20. Здесь предметом спора был кран стрелковый самоходный на шасси автомобильного типа КС-6476, зарегистрированный в органах ГИБДД как грузовой автомобиль категории C.

Суд сделал вывод, что при исчислении транспортного налога налогоплательщику надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные региональным законом для категории "грузовые автомобили".

Ссылка налогоплательщика на ОКОФ судом во внимание не принята, так как данный акт предназначен для учета и статистики основных средств, а не для целей налогообложения. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенными в п. 1 ст. 361 НК РФ.

Отметим, что еще в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2008 г. № 5336/07 было указано на то, что ОКОФ предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств.

Немало споров возникает в отношении автомобилей марок "БелАЗ", "КрАЗ", "МАЗ". Эти автомобили подлежат государственной регистрации в органах Гостехнадзора и согласно ОКОФ относятся к подклассу "Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов" (код 15 3410020). В Письме Минфина России от 31 мая 2006 г. № 03-06-04-04/21, рассматривающем вопрос о том, к какой категории транспортных средств следует относить названные автомобили, со ссылками на ст. ст. 358, 361 НК РФ сказано, что в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах Гостехнадзора, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". Аналогичный ответ содержит и Письмо Минфина России от 27 июня 2008 г. № 03-05-05-04/12 в отношении определения категории таких транспортных средств, как "БелАЗ-7555В. Карьерный самосвал" и "БелАЗ-75131. Карьерный самосвал".

Ответ на вопрос о том, к какой категории следует относить автобетоносмесители, дан в Письме Минфина России от 24 марта 2008 г. № 03-11-04/3/149. Специалисты Минфина отметили, что по транспортным средствам, в том числе автобетоносмесителям, зарегистрированным в подразделениях ГИБДД МВД России, применяется налоговая ставка, установленная для соответствующей категории автотранспортных средств, согласно регистрационным документам на указанное транспортное средство.

Обратите внимание! Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 с 1 января 2016 г. будет отменен. Ему на смену придет Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) (Приказ Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008)").

Спорные моменты возникают и в отношении определения категории легковых автомобилей, относимых при проверках налоговиками к грузовым авто. Между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор по поводу определения категории автомобиля "ГАЗ-2752", решать который пришлось в судебном порядке. Дело рассматривалось ФАС Уральского округа. В Постановлении от 14 мая 2009 г. № Ф09-2987/09-С3 по делу № А50-15031/2008-А3 суд указал, что налогоплательщиком верно исчислен транспортный налог с применением налоговой ставки с учетом отнесения спорного транспортного средства к легковым автомобилям. Судом установлено, что согласно строке 4 ПТС автомобиль "ГАЗ-2752" имеет категорию B. Согласно Конвенции о дорожном движении к данной категории относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Вместе с тем, в Таблице, содержащейся в Приложении № 3 к Положению о ПТС, к категории "В" помимо указанных транспортных средств относятся механические транспортные средства, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль-дом); механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны. Категория B означает, что транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, то есть к легковому, так и к грузовому транспортному средству.

Как следует из ПТС, наименование (тип) транспортного средства "ГАЗ-2752" указано как "грузовой фургон цельнометаллический". Однако спорное транспортное средство может использоваться как специальный фургон, о чем свидетельствует указание в строке 3 ПТС на наличие в фургоне семи посадочных мест.

В ответе на запрос органов ГИБДД разъяснено, что автомобиль "ГАЗ-2752" классифицируется как автомобиль легковой и относится к категории B по типу транспортного средства "фургон". Следовательно, налогоплательщиком правомерно исчислен транспортный налог исходя из налоговой ставки, установленной для легковых автомобилей.

Спор по поводу определения категории транспортного средства ГАЗ-2775-0000010 рассматривался ФАС Северо-Западного округа. Согласно Постановлению от 20 августа 2009 г. по делу № А05-13177/2008 в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" в строке 2 "Марка, модель ТС" ПТС указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" - легковой автомобиль, "7" - фургоны, "9" - специальные.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в паспорте транспортного средства "ГАЗ-2775-0000010" в строке 4 указана категория транспортного средства B, что означает возможность отнесения транспортного средства как к легковым, так и к грузовым транспортным средствам. Одновременно в строке 3 названного паспорта указан тип транспортного средства - "А/ф промтоварный". В строке 2 "Марка, модель ТС" паспорта вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства "ГАЗ-2775-0000010" - 7, что свидетельствует о том, что спорный автомобиль согласно его регистрационным документам не отнесен к категории легковых автомобилей.

Таким образом, суды нижестоящих инстанций при определении типа спорного транспортного средства и ставки транспортного налога, подлежащего применению при налогообложении этого автомобиля, правомерно руководствовались сведениями, указанными в паспорте транспортного средства, из которых следует, что спорный автомобиль не является легковым. Из паспорта транспортного средства "ГАЗ-2775-0000010" видно, что данный автомобиль относится именно к категории "грузовые фургоны".

Как видите, споров по вопросам определения категории транспортных средств возникает немало, многие из них приходится решать, обращаясь в суд. Но как показывает арбитражная практика, суды, определяя категорию транспортного средства, руководствуются, прежде всего таким документом, как паспорт транспортного средства, в котором должны быть указаны все необходимые данные для определения категории транспортного средства.

Транспортный налог - исчисление, уплата налога, бухгалтерский учет